Третье поколение 3D акселераторов

Прежде чем начать статью позвольте мне объяснить почему я называю это поколение третьим. Мое собственное видение пути развития 3D hardware выглядит следующим образом: 3D акселераторы которые изначально разрабатывались для военного применения (по сегодняшним стандартам - примитивных авиа-симуляторов), и рабочих станций, вроде ранних SGI и нескольких Intel-совместимых устройств. Я объединяю их в первую группу и подчеркиваю тот факт, что они были еще очень далеки от пользовательского уровня.

Следующее - второе поколение 3D акселераторов мы как раз сейчас и имеем с ним дело. Но я хочу напомнить как это начиналось, указав на забытый NVidia чипсет использованный в картах Edge3D. Второе поколение уникально тем что привнесло заметное ускорение 3D графики на PC (и разумеется игровые приставки). Но несмотря на то что карты принадлежащие этому поколению имеют очень широкий разброс производительности, я, тем не менее, объединю их в одно поколение.

И так, я полагаю следующий вопрос: "Что же определяет следующее поколение?". Ну, первое больше отличие это поддержка AGP. Accelerated Graphics Port вливает огромный потенциал на рынок графических ускорителей. И во вторых, частью по причине больших возможностей которые предоставляет AGP, часть по причине естественного развития, скорость средне статистического акселератора третьего поколения вероятнее всего будет превосходить сегодняшних чемпионов 3Dfx Voodoo и VideoLogic PowerVR PCX2.

Позвольте мне привести несколько примеров, с тем что бы я мог подтвердить свою точку зрения. Не подлежит никакому сомнению то, что на сегодняшний день, на вершине Олимпа производительности - 3Dfx Voodoo. Не все со мной согласятся, но большинство считает что наилучший способ сравнивать производительность акселераторов, это сравнивать fillrate. Fillrate - это значение показывающее насколько быстро видео карта пиксели являющиеся многоугольниками с наложенной на них текстурой. Voodoo имеет fillrate около 40 миллионов текстурированных пикселов в секунду (Mps), что довольно быстро принимая во внимание то факт что большинство других 3D акселераторов присутствующих сегодня на рынке имеют fillrate не составляющее и половины этого значения.

И наконец последняя отличительная особенность это то что большинство (если не все) акселераторов следующего поколения будут поддерживать OpenGL. Это могло бы показаться не значительным, но учитывая большое количество разработчиков игр (в особенности тех из них кто использует Quake движок от id software) избрали OpenGL в качестве базовой основы. И наряду с Direct3D, поддержка OpenGL становится все значительнее.

Что же теперь? Большинство из грядущих 3D акселераторов смогут похвастаться удвоенным значением fillrate, а кое-кто и больше. Почему я говорю “похвастаться”? Дело в том что цифрам которые предоставляют большинство поставщиков обычно нельзя доверять, поскольку они берутся в специальных условиях и с использованием самого мощного аппаратного обеспечения которое только присутствует на рынке. Например сказать что Righteous 3D (3Dfx Voodoo) дает 32Mps на моем слабеньком P133, это гораздо более значимая цифра, нежели та которую можно получить на P2-266. Это одна из причин по которым я тестировал все видеокарты на одной и той же машине. Это делает результаты гораздо объективнее, а так же дает более реальное представление о том что же читатель получит на самом деле. Ведь не всем же повезло стать обладателем P200MMX и т.п.

В любом случае самый простой способ понять что есть что, это просто описать что же нас ждет в ближайшем будущем. Я не стал уточнять какие карты являются комбинациями 2D/3D акселераторов, поскольку большинство из них как раз такие и есть. Ну что ж. Начнем…

ATI: ATI собирается выпустить несколько карт на базе их нового чипсета 3D RAGE PRO. Этот чипсет, как и остальные описываемые здесь мною, будет поддерживать AGP. Он так же поддерживает MPEG-2. ATI утверждает что их карты смогут обсчитывать 1.2 миллиона треугольников в секунду (Mts) и fillrate – 75Mps. Я думаю что лучше подождать и посмотреть. Paul – наш редактор, имел возможность видеть этот чипсет в работе на Computer Game Developers Conference. Он видел на ней работу . И хотя ему не показалось что производительность была выше чем у 3Dfx, тем не менее он утверждает что это было довольно впечатляюще.

Number Nine: чипсет “Ticket To Ride” в свое время оказался в центре жарких дискуссий. Прежде чем отбросить Verite и выбрать ViRGE в качестве основной платформы, Number Nine имела довольно устойчивую репутацию производителей высококлассного оборудования. Будем надеяться что Revolution 3D, карта повторенная на базе “Ticket To Ride” вернет их в бурный поток игрового рынка. Пока я не имею информации о fillrate, но цифры которые показывает WinMark выглядят довольно внушительно. Карта так же будет включать treangle setup engine (механизм описания сцен) и поддержку AGP. Кроме того она будет поддерживать собственную шинную архитектуру Number Nine’s WideBUS, для достижения скорости передачи данных (примерно) 1,56 GB/сек. Да, звучит довольно внушительно, но пока это только обещания.

Trident: На данный момент есть буквально немного информации касательно производительности Trident 3D Image 975. Известно что он поддерживает AGP, Triangle setup engine, ускоритель видео конференций(??) и TV-tuner. Поддерживается частота развертки вплоть до 120Hz (без указания разрешения). Поскольку цена чипсета составляет $25 (при партии в 10000 штук) видимо карты построенные на его базе будут довольно дешевыми.

3Dlabs/Texas Instuments: Поскольку первый чипсет от Permedia был слишком дорогим для практического применения на игровом рынке, 3Dlabs приняла решение об объединении своих усилий с TI, для работы над Permedia 2. P2 (не путать с Pentium II использующим ту же аббревиатуру) – чипсет который является эволюционным шагом развития с более разумной ценой. P2 поддерживает AGP, OpenGL, может достигать 1Mts и fillrate – 80Mps, будет иметь 230Mhz RAMDAC и аппаратное декодирование MPEG2. P2 был выбран несколькими компаниями, включая Number Nine, IBM, Dell, Diamond и STB, так что по всей видимости он будет иметь довольно широкую поддержку.

3Dfx: Появившись практически ниоткуда несколько лет назад 3Dfx прочно освоился на вершине среди производителей 3D акселераторов. Это довольно впечатляюще. После нескольких публичных заявлений, 3Dfx официально объявила о том что их следующий chipset находится в разработке и носит кодовое название Banshee. Это не было для меня шоком, поскольку никто не предполагал что 3Dfx будет сидеть на своих деньгах и медленно умирать. Но в любом случае 3Dfx не очень распространяются по поводу Banshee, они даже не подтвердили, будет ли он поддерживать AGP (но учитывая что они входят в число AGP – разработчиков, было бы совершенно не разумно не поддерживать AGP). Все что известно про этот чипсет, это то что он будет работать примерно втрое быстрее чем текущая версия Voodoo, давая fillrate около 120Mps, больше чем кто-либо другой. Естественно этим цифрам нельзя верить, так как они никогда не фигурировали в официальных заявлениях. Banshee будет полноценным 2D/3D акселератором и не будет требовать наличие отдельной 2D карты, как имеет место сейчас с чипсетом 3Dfx. Ходят слухи что Banshee будет в последствии переименован в Voodoo2, но есть и другие слухи (которым у меня больше оснований доверять) что Voodoo2 это совершенно отдельный чипсет который будет работать в дополнительных картах, так как сейчас работает Voodoo. Если это правда, то становятся интересными и другие слухи о том, что эта карта будет иметь возможность рендринга в окне основной 2D карты. Ну и в дополнение к этим слухам, говорят что если установить в параллель (в одной системе) две карты Voodoo2, то они смогут работать вместе причем вдвое быстрее. Подробности о том что же в действительности происходит следует ждать где-то в середине, конце ноября.

Silicon Reality: Их новый чипсет “TAZ Core” обещает быть довольно впечатляющим. Они обещают fillrate 75Mps, и 1,0Mts (включая все возможные дополнения). TAZ Core будет работать и на PCI и на AGP, поддерживать OpenGL и Direct3D. Согласно пресс-релизу SR, TAZ будет поддерживать все возможности текущей версии Direct3D, и поддерживать широкий выбор используемой памяти, включая RAMBUS и SDRAM. Выпуск первых образцов ожидается уже в этом году.

Tritech: Tritech вошел в гонку со своим чипсетом Pyramid3D. В отличие от большинства других чипсетов Pyramid является совершенно уникальным, как с точки зрения своих возможностей, так и с точки зрения состава команды разработчиков. Если вы когда-либо слышали о PC Demo Scene, тогда скажем просто "Future Crew – дизайнеры". Для других же скажу что это своего рода знаменитости среди игроков со стажем и demo fans. И они работают на дизайном и собираются выпустить 3rd Reality которая будет работать на базе Pyramid3D. Но вернемся… В отличие от других 3D акселераторов Pyramid будет содержать Geometry engine (гораздо более мощный инструмент чем просто triangle setup). Вся сцена может быть запрограммирована в geometry engine, что значительно все ускоряет. Кроме того Pyramid имеет программируемое микроядро, так что с новыми версиями ядра скорость так же может повышаться. Существуют и другие особенности (которые не поддерживаются в Direct3D, но я думаю это никого не волнует) такие как bump mapping, enviroment mapping и логические операции. Имеется поддержка Direct3D и OpenGL Сейчас чипсет достигает fillrate 50Mps и 1Mts. Довольно неплохо. Игры которые будут поддерживать функциональность этого чипсета, будут действительно поражать разум реальностью изображения.

NVidia: Как я уже упоминал ранее NVidia была одной из первых кто появился на рынке 3D акселераторов. К сожалению они появились немного рано, потому что основная ориентация чипсета, была на quadric texture mapping (QTM) . QTM это метод который позволяет аппроксимировать кривые поверхности используя для этого многоугольники. К сожалению в Direct3D эта возможность на была включена, и NV1 был оставлен умирать на довольно продолжительное время. И это даже не было просчетом NVidia, просто спецификации Direct3D были определены еще до того как была завершена работа над NV1. Чипсет Riva 128 должен исправить эту ситуацию. Он поддерживает AGP, fillrate будет около 100 Mps. Есть еще несколько кайфушек, которые следует упомянуть: vertex caching, отображение списка процессов, 1.6 Gb/сек – скорость обмена данных между процессором и буфером. Карты построенные не на AGP смогут использовать системную память для хранения текстур, так что размер текстур практически не ограничен, даже на PCI, декодирование MPEG-2, ввод/вывод видео сигнала, и поддержка нескольких мониторов. STB уже объявила поддержку Riva 128 в их новой карте Velocity 128, Diamond собирается выпускать новую карту из серии Viper, так же на базе этого чипсета. Карты на базе этого чипа уже появились.

Rendition: После огромного успеха Vertie, все ждали что Rendition вновь вернется с победителем. И сейчас они добавляют последние штрихи к их новому чипсету V2200 (оригинальный Vertie был V1000). Новый чипсет должен быть в 2-8 раз быстрее предыдущего. Он так же будет совместим со всем программным обеспечением которое было выпущено для V1000 и отмечено знаком Rendition Ready. Улучшенная интеграция видео будет основным козырем нового чипа, плюс поддержка MPEG-2 и DVD, одновременный вывод в несколько окон, ввод с нескольких источников видеосигнала и проч. У меня так же есть информация что у Rendition находится в стадии alfa-тестирования их новый чип, который будет иметь поддержку OpenGL и имеет потрясающую производительность.

Intel: Intel планирует представить новый чипсет Intel740. Про него известно очень мало, кроме того что он скорее будет ориентирован на рабочие станции, нежели рядового пользователя. Мое собственное предположение что i740 это результат эволюции Real3D-100 – чипсета который Intel изначально планировал встраивать в материнские платы. Вероятнее всего i740 будет поддерживать AGP и по слухам он очень высокоскоростной, но никаких реальных фактов подтверждающее это – нет.

Oak Technologies: Этот в свое время довольно известный производитель VGA плат, сегодня остался в тени. Но Oak собирается вернуться и уже на рынок 3D. А помочь им в этом должен их чип Warp 5. Большая часть из спецификаций на Warp 5 не представляет из себя ничего особенного, но есть кое что и исключительное. Во-первых это их собственная технологи я FreeZe. Oak каким то образом хранит Z-buffer в самом чипе и не использует для этого дополнительную память, это так же позволяет сэкономить на передаче информации между памятью и процессором. Кроме этого чип применяет sub-pixel antialiasing (сглаживание), путем разделения экрана, на части, что в целом дает повышение качества картинки. Производительность ожидается на уровне 50Mps и поддержка OpenGL пока не была объявлена.

S3: Очень мало известно и про их новые разработки в области 3D. Известно что их новый чипсет ViRGE GX/2 продемонстрировал приличную производительность на STB Nitro3D. Известно что новая версия будет поддерживать AGP, и будет быстрее текущей версии ViRGE GX. Помимо прочего она будет включать video вывод, поддержку нескольких мониторов и DVD. STB, Diamond и Number Nine уже объявили о своей поддержке, но конкретных продуктов с использованием GX/2 пока не объявлено.

(c) OGR writen by Jonathan Greenberg
Перевод 3ABXO3a